|
|
Программа «Здоровье»Создана комплексно-целевая программа «Здоровье», где на первом месте стоят вопросы, связанные с пропагандой и организацией здорового образа жизни, предупреждением вредных привычек, совместной работы семьи и школы, учитывающей уровень здоровья каждого ученика, его склонности, привычки, взаимоотношения в школьном коллективе, в семье;
• определены концептуальные положения программы, цели и задачи;
• намечены основные направления работы по реализации программы;
• распределено функциональное обеспечение реализации программы.
В плане работы программы, большое внимание уделяется диагностике здоровья школьников.
Не секрет, что в начале каждого нового учебного года для школьной администрации встает вопрос, как проводить уроки физической культуры в соответствии с состоянием здоровья детей. Для этого, прежде всего, нужно определить, к какой группе здоровья относится каждый учащийся. Школьные психологи и социологи хорошо знают, что существует 5 групп здоровья. Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре. Уровень нервно-психического развития оценивают педиатр и школьный психолог.
Дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на группы.
Все мы знаем, что дети V группы не посещают школу – для них организовано обучение на дому; а I и II – здоровые дети.
Для детей III и IV групп здоровья разработана программа по лечебной физической культуре, которая является частью здоровьесберегающего компонента образовательной программы нашей школы.
Проведение в группах ЛФК занятий с детьми, страдающими различными хроническими заболеваниями, позволяет учителю физкультуры избежать многих педагогических ошибок. Такие занятия щадят психику ребенка, дают возможность педагогу использовать индивидуальный подход к работе, позволяя при этом легко контролировать состояние школьника и его адаптацию к нагрузке. Кроме того, они создают положительный эмоциональный заряд для дальнейшей учебы и занятий физкультурой.
Комплектование групп ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической готовности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.
Особых финансовых затрат программа ЛФК не требует, так как учитель физической культуры ведет и 0,5 ставки инструктора, а это 9 часов в неделю, курс ЛФК включает 8- 10 занятий, в 2 месяца.
Не менее важной, после комплексной оценки состояния здоровья и определения групп, является организационно-методическая работа с учителями, определение предметно-образовательных циклов.
Шаги приобщения учителей к здоровьесберегающей педагогике у нас прошли через:
• осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся, формирование убежденности, что привычное отношение к здоровью необходимо менять;
• поиск путей исправления ситуаций; признание своей ответственности за результаты этой работы;
• осознание того, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач;
• овладение необходимыми здоровьесберегающими технологиями;
• перестройка своей работы, в соответствии с полученными знаниями;
• активное участие в работе всей школы по реализации принципов здоровьесберегающей педагогики.
Разработанная нами программа «Здоровье» ориентирована на школьника. Она знакомит его с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой. Это попытка создать единый «человекоцентрический» предмет, в котором информация по анатомии, физиологии, психологии служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Мы убеждены, что только знание собственных сильных и слабых сторон заставляет принять сильные и слабые стороны другого.
Только наличие собственной шкалы ценностей может служить основанием для признания аналогичной у сверстника. Программа дает школьнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих. Она учит методам конструктивного переживания внутренних конфликтов. Однако, изменение поведения школьника немыслимо без активного участия в этом педагогов и всего персонала школы. С изменением всего уклада школы, в направлении здоровья, можно ожидать реальных результатов в изменении отношения к здоровью учеников.
Программа «Здоровье» начинается с 1 –го класса и продолжается на всех ступенях школы. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует более глубокое понимание мер по охране и укреплению здоровья. Так, структура реализация программы в младшем школьном возрасте включает:
• формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
• пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваний органов зрения, органов пищеварения и сколиоза (имеется программа, разработанная учителями начальных классов, для детей, не посещавших ДОУ);
• организация работы по профилактике детского травматизма на дорогах.
Младший - подростковый (5-6 классы) возраст:
• приобщение к здоровому образу жизни;
• организация профилактики детского травматизма на дорогах.
Средний подростковый (7-8 классы) возраст:
• организация мероприятий по профилактике наркомании и табакокурения;
• организация по профилактике заболеваний органов зрения, органов пищеварения и психических расстройств.
Старший подростковый (9-11 классы) возраст:
• приобщение к здоровому образу жизни;
• организация мероприятий по профилактике наркомании и алкоголизма;
• профилактика преступности.
Для реализации данной программы не требуется дополнительных часов в учебных планах школы. Она может органично войти в образовательные области на основе синтеза с базовым компонентом. Эта программа может быть представлена интегрированными курсами. Таким образом, она соединяется с каждой образовательной областью, так как государственные программы многих предметов содержат ее элементы. (просто на них нужно обращать больше внимания). Например, они присутствуют в таких разделах государственной программы, как «Окружающий мир», «Природоведение» (Плешаков, Виноградова, Потапова, Сородская 1 - 4 классы), «Ты – первоклассник», «Твое здоровье», «Человек и его здоровье», «Твои друзья – взрослые дети», «Будем беречь здоровье».
Поэлементно, программа «Здоровье» проходит в различных областях знаний, в основном, базируясь на предметах естественно-научного цикла, но может быть так же рассмотрено на предметах гуманитарного и эстетического циклов.
Определить, насколько улучшилось здоровье детей за годы обучения в нашей школе, пока невозможно, «своего» выпуска еще не было- школа работает по программе 3-тий год. Но одно могу сказать с уверенностью:
• усилился контроль за организацией учебного процесса с учетом рекомендаций МО, МЗ РФ.
• Активизировалась спортивно – оздоровительная деятельность в школе. В общешкольный план работы включены:
• совместные мероприятия учителей, учащихся и родителей;
• организация профессионального конкурса на лучшую методическую разработку «Уроков здоровья».
• Проводить Уроки здоровья - 1 раз в четверть с освобождением учащихся от занятий и организацией их активного отдыха.
• С целью создания ситуаций успеха на каждого учащегося заведены портфель достижений (портфолио).
• Идет согласование в коллективе по локальному акту «О безотметочном обучении 5-классников в адаптационный период»
Кропотливая и целенаправленная работа педагогического коллектива имеет свои положительные результаты:
За последние 3 года по МОУ СОШ № 2 с. Аргудан не было ни одного случая детского травматизма, правонарушений, нет ни одного курящего ученика. Просмотров: 8508
|
|
|
Всего:просмотров: | 2678743 | посетителей: | 2385866 | Месяц:просмотров: | 8755 | посетителей: | 8656 | Сегодня:просмотров: | 1059 | посетителей: | 1030 |
|
|